ВМФ : Все пропьем, но флот не опозорим:)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВМФ : Все пропьем, но флот не опозорим:) » Античный флот » Древнеримский флот


Древнеримский флот

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Флот Римской республики

За три года до начала первой войны с Карфагеном римлянам стало очевидно, что необходимо строить флот. До того римляне использовали корабли, принад­лежавшие союзным государствам Вели­кой Греции и Этрурии. Но ни одно из них квинквиремы не использовало. В ка­честве образца римляне воспользова­лись карфагенским кораблем, который наскочил на скалу и был захвачен в са­мом начале войны. Так была создана пер­вая римская флотилия, состоящая из 100 квинквирем и 20 трирем. Пока корабли строились, экипаж обучали гребле на су­ше. Эти первые суда оказались медли­тельными и неуклюжими; римляне осоз­нали, что с карфагенскими мореходами им не тягаться. Чтобы уравновесить си­лы, они разработали абордажное при­способление: в носу корабля устанавли­валось бревно, а на нем крепился пере­кидной мостик с подвешенным на нем длинным железным зубцом. Из-за сход­ства зубца с клювом матросы прозвали такое устройство «вороном» (corvus).

Перекидной мостик достигал 1,2 м в ширину и 11 м в длину, в то время как бревно, с которым он соединялся, было около 7 м высотой и 20 см толщиной. Мостик с каждой стороны оснащался ог­раждением высотой до колена и подни­мался при помощи блока, укрепленного в верхнем конце бревна. При подходе к кораблю противника вплотную мостик выдвигался и падал на неприятельское судно, а зубец зацеплялся за палубу или борт, не давая противнику отойти. Вои­ны устремлялись по мостику, краями щитов опираясь на заграждение и, та­ким образом, обеспечивая себе надеж­ную защиту. Это устройство превратило сражение на море в рукопашную битву, из которой великолепно натренирован­ные римские воины неизменно выходи­ли с победой.

Хотя благодаря «ворону» первые сра­жения на море римляне выиграли, одна­ко корабли их стали еще менее пригод­ными для плавания, нежели прежде; возможно, именно поэтому шторма и непогода обернулись для римлян поте­рями столь катастрофическими. После первой войны с Карфагеном «ворон» не упоминается ни разу, и впредь потери Рима никогда не бывали настолько вну­шительны.

Помимо квинквирем, римляне по­строили также два «шестирядных» ко­рабля, которые использовались в каче­стве флагманов. Скорее всего это были очень большого размера квинквиремы с тремя ярусами весел, по два гребца на весло.

При вторжении в Африку в 256 г. рим­ляне выстроили свои корабли в четыре линии, поименовав каждую соответст­венно первым, вторым, третьим и чет­вертым легионами. Первые две линии, каждая — во главе с «шестирядным», образовали клин с небольшим зазором в центре. Третья линия стала основанием треугольника. За третьей линией разме­стились транспортные суда, перевозив­шие лошадей, а позади них — четвертая линия кораблей, что частично охваты­вала оба фланга. Эту четвертую колонну римляне не без оригинальности назва­ли триарии (triarii). В древние времена, когда флот отплывал от берегов, ему не­изменно предшествовали суда более лег­кие, выполняя роль разведчиков. Каж­дый корабль вел на буксире за кормой четырехвесельную шлюпку.

Впервые за всю свою историю Рим спустил на воду флот настолько огром­ный: 330 палубных военных кораблей. И несмотря на то что шторма и непого­да отнимали у римлян флотилию за фло­тилией, Рим упрямо не отступался — до тех пор, пока не отвоевал у Карфагена власть над морем. Карфагенский флот, потерпев сокрушительное поражение в первую войн); от подобного унижения так и не оправился. В ходе войны с Ган­нибалом карфагенский флот предпочи­тал не вступать в столкновение с рим­ским, даже обладая численным превос­ходством. Точно так же вел себя и Фи­липп. В начале лета 216 г. он вывел в Ад­риатическое море флотилию в 100 либурн, но повернул вспять и обратился в беспорядочное бегство, едва римляне выслали против него 10 квинквирем.

Вторую войну с Карфагеном Рим на­чал с 220 кораблями, не подвергаясь ни малейшему риску утратить контроль над морем. На протяжении первой полови­ны II в. до н.э. Рим сохранял в своем ве­дении значительное число кораблей, но после разгрома военно-морских сил Ро­доса и Сирии римляне сочли, что содер­жать флот нет смысла, поскольку в Сре­диземноморье царит мир. С этого мо­мента Рим почти всецело полагается на восточные греческие государства, снаб­жающие его и кораблями, и экипажами по необходимости. Этот общий упадок военно-морской мощи способствовал возникновению пиратства. К первой по­ловине I в. до н.э. восточный берег тер­роризировали сицилийские пираты, а в 70—68 гг. морские разбойники разорили побережье Италии, затопили консуль­ский флот под Остией и захватили дво­их преторов вместе с их ликторами. Пос­ле этого Помпей искоренил пиратство, и в Средиземноморье вновь воцарился мир. Те 200 кораблей, с помощью кото­рых Помпей осуществил свою миссию, очевидно, были предоставлены грече­скими государствами. В ходе граждан­ских войн флотилии, точно так же как и легионы, умножились в числе настоль­ко, что после битвы при Актии в 31 г. до н.э. Август остался при 700 кораблях или около того. Хотя Антоний располагал огромными кораблями вплоть до «десятирядных», Август предусмотрительно предпочитал суда, не превышающие раз­мерами «шестирядного», каковой ис­пользовал в качестве флагмана. Очень может быть, что на барельефе из Пренесты изображен именно этот корабль.

0

2

Флот Империи

Октавий использовал эти корабли в ка­честве основы для регулярного флота, каковой, в силу происхождения, соот­ветствовал греческому образцу. Будь этот регулярный флот создан двумя сто­летиями раньше, он бы походил на кар­фагенский. Капитаны назывались триерархами, точно так же, как командиры греческих трирем. Поскольку флоти­лии были иноземного происхождения, организовывались они не по образцу ле­гионов, но как вспомогательные соеди­нения иностранных наемников, и в силу этой причины оставались на положе­нии низшего рода войск.

Август основал три постоянные воен­но-морские базы: одну — под Форумом Юлия (ныне Фрежюс) близ Массилии, для контроля за Галлией и Испанией, вторую — на мысе Мизены в северной оконечности Неаполитанской бухты, откуда просматривался юго-запад, и тре­тью — в Равенне, для контроля за Адриа­тикой. Но флот Форума Юлия очень скоро вытеснили италийские корабли, а сама гавань постепенно пришла в упа­док.

Италийскими флотилиями командо­вали префекты (praefecti), получавшие приказы от императора, а не от сената. Свидетельств тому, что на кораблях ис­пользовали труд рабов, нет, идет ли речь о республике или об империи. Ма­тросы одновременно являлись и солда­тами и немало этим гордились. Флоти­лии были организованы примерно по тому же принципу, что и иностранные наемные войска. Матросы служили 26 лет и, по увольнении из армии, получа­ли римское гражданство. Абордажная команда, тоже наемники, по образцу ле­ионеров подразделялись на центурии, командовали которыми центурионы и их помощники. На заре истории империи на побережьях Сирии и Египта бы­ли созданы местные флотилии. Име­лись также вспомогательные флотилии на Черном море, в проливе Ла-Манш, на Дунае и Рейне.

0

3

Все материалы взяты с сайта http://roman-glory.com

0


Вы здесь » ВМФ : Все пропьем, но флот не опозорим:) » Античный флот » Древнеримский флот


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно